|
|
|
Ноу-хау
Ноу-хау,
как термин, появился в США и в переводе с английского означает «знать, как» -
разговорное сокращение от словосочетания «знать, как делать». Секретом
производства (ноу-хау) могут быть признаны любые сведения, которые имеют
действительную или потенциальную коммерческую ценность из-за неизвестности их
третьим лицам. В большинстве случаев объекты ноу-хау – это технические или
организационные решения. Например, компания Coca-Cola уже более 100 лет
охраняет способ производства напитка с помощью именно ноу-хау.
Ноу-хау
считается собственностью предприятия наряду с патентами на изобретения,
товарными знаками, авторскими правами и прочее. В качестве
ноу-хау может выступать
бизнес-план. При этом, он может быть зарегистрирован как объект авторского
права, если он включает в себя информационную часть(текстовую), которая требует
нормативной охраны.
Обмен
ноу-хау может осуществляться по
соглашению между предприятиями путём передачи документации, организации обучения
работников, участия специалистов в промышленном производстве. Как правило,
производится вместе с передачей патентных прав, продажей изделий, но иногда
заключаются договоры, объектом которых является только
ноу-хау. Обмен
ноу-хау предусмотрен, в
частности, соглашением об экономическом сотрудничестве.
В
международной практике основными формами передачи технологии выступают:
v
Патентные
соглашения - международная торговая сделка, по которой владелец патента уступает
свои права на использование изобретения покупателю патента.
v
Лицензионные соглашения - международная торговая сделка, по которой владелец
изобретения или технических знаний предоставляет другой стороне разрешение на
использование в определенных пределах своих прав на технологию.
v
«Ноу-хау»
- предоставление технического опыта и секретов производства, включающие
сведения технологического, экономического, административного, финансового
характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества (обычно
коммерчески ценные, но не запатентованные изобретения).
v
Инжиниринг - предоставление технологических знаний, необходимых для
приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и
оборудования.
Франчайзинг - предоставление прав на использование торговой марки или фирменного
названия, а также предоставление услуг по технической помощи, повышению
квалификации рабочей силы, организации торговли и управлению.
Международное сотрудничество наиболее часто встречает патенты с одновременной
передачей ноу-хау и оказанием технической помощи в налаживании производства.
Второе место занимают лицензии на ноу-хау только третье - чисто патентные
лицензии, не предусматривают передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности,
тем, что при современном уровне развития техники освоения большей части
изобретений без предоставления ноу-хау, т.е. опыта и знаний, которыми
располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к
непроизводительным затратам времени и средств, поэтому ноу- хау является
основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии.
При заключении договоров на ноу-хау не
действует патентная защита, поэтому особое значение в данном виде лицензионных
соглашений имеют условия о неразглашении ноу-хау как в период срока действия
лицензионного соглашения, так и после его окончания. В этой связи иногда в
соглашении оговаривается порядок ознакомления с ноу-хау сотрудников лицензиата.
Квалифицированные
специалисты нашей компании помогут Вам составить охранную документацию на
ноу-хау.
|